В данном посте приводится подборка ответов на вопросы, которые Евгений Жовтис получил от посетителей блога и сайта Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности.
Вопрос от Карашаш Мусса:
А разве это технически возможно вести блог в Интернете на расстоянии? Я же понимаю, что в камере у вас нет Интернета?
Ответ: Я содержусь не в камере, а колонии поселении. Это самый относительно свободный вид исправительного учреждения, где заключенные носят обычную одежду; живут в общежитиях; работают в основном, за пределами колонии, в городе; имеют деньги и пользуются ими; ходят в магазины, поликлиники и т.д. Конечно, Интернета в колонии нет, но у меня неограниченны свидания с близкими и друзьями, да и другими людьми, а также не ограничены телефонные переговоры. Так что я могу передавать ответы на вопросы или по телефону или путем передачи корреспонденции.
Вопрос от Руховец:
В 2007 или в 2008 году, в начале марта месяца, вы давали интервью на BBC и сказали, что чувствуете себя гостем в Казахстане... это ощущение сохранилось до сих пор? Для меня лично было странным услышать такое от человека, где и он сам и вся его семья были далеко не аутсайдерами и имели доступ почти ко всем благам времени... Спасибо.
Ответ: Это не совсем точный пересказ моего интервью. Ощущение гостя это не внутреннее ощущение, а скорее внешнее. Казахстан, особенно Алма-Ата это моя Родина, где мне близко многое: сады, арыки, память о лежащих в этой земле бабушках и дедушке, родителях, друзья, знакомые, алматинские улицы, реки и озера, где я рыбачу, степи и горы. К сожалению, внешняя среда иногда дает основания для ощущения гостя. Это иногда подчеркивается, иногда прямо говорится, иногда проявляется в отношении госчиновников и т.д. И это не вопрос ощущения аутсайдера или имевшего доступ к благам представителя обеспеченной семьи. Это невидимая стенка, с которой иногда сталкиваешься. Именно это я пытался сказать в своем интервью.
Вопрос от Green Word: Да все тут понятно, его и посадили за его антиказахстанские убеждения и проамериканскую деятельность.
Ответ: Достаточно парадоксальный вывод. Мне всегда при таких рассуждениях интересно, как люди приходят к таким выводам. Что такое проамериканская деятельность и что такое антиказахстанская деятельность? Я не имею доступа к госсекретам или иной информации государственного значения, я не занимаю политические должности, я не занимаюсь распределением экономических ресурсов земли, недр, финансов и т.д. То есть, в какой сфере я могу продвигать американские интересы? Это, скорее, вопрос к нашим высшим чиновникам и другим принимающим решения лицам.
Правда, есть одна сфера, где я разделяю американский, да и не только американский, а «западный», и не только «западный», а вообще прогрессивный подход - это общечеловеческие ценности: свобода, справедливость, разумность, правда, демократия и т.д. И в этом смысле я разделяю убеждения миллионов людей в подавляющем большинстве стран мира. Мира, который изложил эти основополагающие убеждения во Всеобщей декларации прав человека после Второй мировой войны. И никакие они ни антиказахстанские и ни проамериканские. А вот когда речь идет о наших властях и том, что они во многих случаях не разделяют или не воплощают этих убеждений, я свое несогласие с ними выражаю открыто и иногда достаточно бескомпромиссно. Так что сами судите, за что меня посадили.
Вопрос от Арман: Где лучше ситуация с правами человека – В Казахстане или в России?
Ответ: В принципе существо режимов и в Казахстане, и в России одинаково. Так что при оценке ситуации с правами человека можно, пожалуй, увидеть небольшую разницу в деталях. Что касается системных оценок то и там, и там ситуация с правами, особенно политическими правами и гражданскими свободами, неудовлетворительная, и они повсеместно нарушаются. Правда, по сравнению с Северной Кореей, Туркменистаном или Узбекистаном режимы чуть помягче, и некоторые нарушения прав человека не такие явные.
Вопрос от Sara:
Здравствуйте, Уважаемый Евгений! Приветствуя Ваше решение изучать казахский язык, хочется уточнить с чем это связано? И если это действительно так, просьба не выпячивать сей факт. Уж больно смахивает на неуклюжий пиар и желание «прогнуться» перед нацпатриотами и казахами вообще. Получается, что если бы не тюрьма, знанием госязыка вы бы не озаботились.
Ответ: Ну что Вы, никакого пиара нет. Я занялся изучением казахского языка достаточно давно, задолго до этого трагического происшествия. Со мной занимался казахским языком замечательный знаток казахского и, кстати, переводчик с французского языка Галымжан Муканов. К сожалению, он безвременно ушел из жизни, но у меня остались написанные его рукой первые уроки казахского языка. Я делал неплохие успехи в изучении казахского языка, тем более, что у меня определенные способности к изучению языков (я свободно владею английским языком). Однако после его смерти руки как-то не доходили до последовательного и серьезного изучения языка. Большая загруженность и практическое отсутствие времени. Поэтому, когда я оказался под стражей я попросил, чтобы мне принесли уроки Г.Муканова и пару учебников по казахскому языку, что и было сделано. Я просто продолжил изучение языка, хотя, конечно за несколько лет со времени смерти Муканова многое забылось. Так что тюрьма это просто свободное время, а не пиар-акция.
Вопрос от Сергей: Почему вы разошлись со своей первой женой и соратницей?
Ответ: Это личные отношения, где есть не только я, но и другие люди, и пусть это останется между нами.
Вопрос от Геннадий: Вы считаете, что все кто насмерть сбил человека не должны сидеть в тюрьме? Или же все кроме вас и Тохнияза? И только потому, что вы правозащитник?
Вопрос от анонимного пользователя: Сколько информации прочел про пресловутое ДТП, даже пытался пару раз залезть на ваш блог, уважаемый Евгений Александрович. Понять не могу одного: что не так в вашем деле, за что конкретно борются ваши коллеги? То, что дело, не типично для судей оперативно закрыли и не дали шанс обжаловать решение и сократить срок тюрьмы? Или то, что условия, в которых вы находитесь не отвечают требованиям закона? Я же понял, что у вас есть какие-то льготы: можете уходить из поселения, работать на стороне, чтобы выплатить компенсацию за ущерб пострадавшей семье в ДТП, можете получать доступ к Интернету и прессе… Вы все это имеете? Разъясните нам, простым людям, сами, в чем суть спора? Никак не могу взять в толк.
Ответ: Я уже много раз отвечал на этот вопрос и адресую всех его задающих к сайту нашей организации и моим интервью по этому поводу. Но повторю ряд основных тезисов. Если водитель нарушил правила дорожного движения и сбил человека, который погиб в результате ДТП, он должен за это отвечать. Я не уверен, что наказание за такое неосторожное преступление должно быть лишение свободы, но, конечно, водитель должен отвечать. Но есть очень важное дополнение: если водитель виновен. В уголовном праве есть такое понятие «невиновное причинение вреда». То есть погибший есть, а вины - нет. Представьте себе, я беру крайний случай, Вы едете по дороге, где разрешенная минимальная скорость 70 км/час. Не максимальная, а минимальная! Таких хайвэев достаточно много в европейских государствах. И вот на этом хайвэе автомашина сбивает неизвестно как там оказавшегося человека. Человек погиб, а водитель невиноват, потому что он ничего не нарушал, и ничего не мог предвидеть. Аналогично, когда человек выбегает перед быстро едущим автомобилем, и водитель физически не может затормозить. Опять человек погиб, а виновного нет. Так вот невиновное причинение вреда - это и есть, независимо от тяжести последствий: погиб человек, получил ли он телесные повреждения, ущерб здоровью и т.д. При этом согласно гражданскому законодательству он в любом случае обязан компенсировать ущерб, поскольку является владельцем источника повышенной опасности – автомобиля.
Что же касается лично меня, то, во-первых, у меня нет необходимости выплачивать компенсацию пострадавшей семье. Я полностью ее выплатил в согласованном размере через 10 дней после ДТП, в начале августа.
Во-вторых и я, и мои коллеги борются за справедливый судебный процесс, за то, чтобы мои доводы, в том числе две авто - технические экспертизы в мою пользу были приняты во внимание судом. Я доказывал и доказываю, что не нарушал Правил дорожного движения и гибель пешехода, оказавшегося посредине полосы движения ночью на трассе вне населенного пункта это результат трагичного стечения обстоятельств, а не моей вины.
Что же касается условий моего содержания, то они в значительной мере не соответствуют требованиям закона, но об этом я сам пишу жалобы и заявления, которые тоже можно посмотреть на сайте нашего Бюро.
Никаких льгот по условиям содержания я не имею, и даже наоборот. В колонии – поселении я нахожусь в особом режиме, который ограничивает меня в тех правах, которые имеют остальные поселенцы. Более 4 месяцев я не имею права выхода за пределы колонии, не имею права работы там, где хочу, а именно в г. Усть-Каменогорске, как работают многие осужденные. Мне не разрешают свидания с семьей за пределами колонии, как это разрешено по закону. Я езжу в больницу в сопровождении сотрудников колонии, хотя по закону могу передвигаться самостоятельно. И, конечно, никакого доступа к Интернету у меня нет.
четверг, 11 марта 2010 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Евгений Александрович, очень рада что даже находясь в столь тяжелых обстоятельствах, вы не перестали помогать людям. Вы нужны Казахстану. Удачи Вам во всем.
ОтветитьУдалитьМаша
Евгений Александрович, не опускайте руки!
ОтветитьУдалитьТакие как вы нужны нашей стране, но иногда, смотря на вас мне кажется что вы слишком "хороший" для нашей страны. Труден и каменист ваш путь здесь, но он верен. Желаю, чтобы ваши добрые и честные дела, воздались вам с троицой.